Сон в детском саду

Дневной сон – это не просто пауза в середине насыщенного дня малыша, а важная часть его физического и психического развития. Отдавая ребенка в детский сад, родители не видят, как он чувствует и ведет себя во время тихого часа, и поэтому чрезмерно тревожатся. Они переживают, что ребенок может недосыпать, испытывать трудности с засыпанием или вовсе отказаться ото сна. Наша статья развеет сомнения и страхи относительно тихого часа в детских садах: в ней подробно описано, как организуется время для отдыха, сколько в норме должны спать дети и многое другое.
Задачи дневного сна
В течение дня дети активно играют, бегают, учатся новому и получают массу впечатлений. Все это требует огромного количества энергии, а дневной сон позволяет восполнить силы. Во время него происходит активное восстановление организма, укрепляются мышцы и кости, регулируется гормональный фон.
Кроме физического, детям необходим и ментальный отдых, чтобы избежать эмоциональных перегрузок, а затем и истерик. Во время сна нервная система ребенка приходит в состояние покоя, что помогает снизить уровень тревожности и улучшить настроение.
Также полноценный отдых влияет на интеллектуальные способности дошкольников. Дело в том, что во время сна происходит консолидации памяти – это когда информация, полученная в течение дня, закрепляется и переходит в долговременную память. В период дневного отдыха мозг перерабатывает и систематизирует новые знания, что помогает детям лучше усваивать материал, а также развивать речь, способность рассуждать и другие когнитивные навыки.

Режим в детском саду: сколько длится дневной сон
В среднем ребенок должен спать около 12—12,5 часов в сутки. Из них для полноценного отдыха днем отводится от 1 до 3 часов в зависимости от возраста:
- младшая группа (от 3 до 4 лет) — 2-3 часа;
- средняя группа (от 4 до 5 лет) — 1,5-2 часа;
- старшая группа (от 5 до 6 лет) — 1-1,5 часа.
Обычно в детских садах на обеденный сон выделяется промежуток времени с 13:00 до 15:00. Сразу после обеда дети начинают готовиться к тихому часу.
Подготовка ко сну в детском саду
Это важный ритуал, который помогает детям плавно перейти от активной деятельности к отдыху. Этот процесс требует внимания к деталям, чтобы каждый ребенок мог расслабиться и легко заснуть. Подготовка ко сну в детском саду является задачей воспитателей и состоит из комплекса действий:
- Переход от активных игр к более спокойным занятиям, например, рисованию, собиранию пазлов и т. д.
- Наполнение спальни свежим воздухом с помощью проветривания или систем вентиляции и кондиционирования.
- Проведение дыхательной гимнастики, которая позволяет детям успокоиться и настроиться на отдых.
- Чтение сказок тихим, размеренным тоном, а также прослушивание спокойной музыки, звуков природы и т. д.
В детском саду Inch тщательно соблюдаются требования СанПиН к дневному сну малышей. Подробнее об Inch.

Требования по СанПиН
Организация дневного сна в детском саду регламентируется Санитарными правилами и нормами (СанПиН), которые устанавливают обязательные требования к условиям пребывания детей в образовательных учреждениях. Эти правила направлены на обеспечение здоровья, безопасности и комфорта. Согласно СанПиН, помещения и спальные места должны соответствовать следующим требованиям:
- Температуру в спальне нужно поддерживать на уровне 19-21 градусов по Цельсию. Это оптимальный режим для сна детей, который позволяет избежать стресса от духоты или холода. В детском саду inсh также поддерживается определенный уровень влажности (40-60%), чтобы ребенок дышал свободно.
- На каждого ребенка необходимо не менее двух квадратных метров площади. Это обеспечивает достаточное пространство для спальных мест и свободное передвижение воспитателей между ними.
- В помещении для сна должно быть естественное и искусственное освещение. Во время тихого часа следует приглушать свет, чтобы создать комфортные условия для отдыха. Воспитатели inсh всегда закрывают рольставни и включают солевые лампы в режиме ночников. Такой алгоритм способствует выработке мелатонина у детей и облегчает переход от поверхностного сна к глубокой фазе.
- Кровати должны стоять на определенном расстоянии друг от друга, от стен и отопительных приборов. Не используются стационарные двухъярусные кровати, чтобы избежать травмы детей во сне. На каждого ребенка должно быть предусмотрено индивидуальное постельное белье и полотенце.
- Согласно СанПиН, спальню также необходимо хорошо и часто проветривать: в теплое время можно открывать окна настежь, но только в период сна детей. В детском саду inсh используется более прогрессивная система приточной вытяжной вентиляции. Она очищает и по необходимости подогревает потоки перед подачей, обеспечивая обновление воздуха в помещении за 1-2,5 часа. Поэтому дети дышат свежим воздухом, насыщенным кислородом, без рисков случайного сквозняка от проветривания и без аллергии на грязь и пыль.
Это не полный перечень требований к организации дневного сна дошкольников, однако он отражает основные правила, которых придерживаются в детских садах.
Алгоритм проведения тихого часа
Правильная организация дневного сна в детском саду – это не только соблюдение режима и требований СанПиН, но и создание условий, которые помогают детям легко засыпать и полноценно отдыхать.
Перед тем как отправиться в кровати, дети посещают туалет, моют руки и лицо. Затем они переодеваются в удобную для сна одежду. Малышам, которые только-только привыкают к тихому часу вне дома, воспитатели разрешают брать любимую игрушку. Это позволяет детям чувствовать себя более спокойно и быстрее засыпать.
Когда все малыши находятся в своих кроватях, воспитатель читает им сказки, также он может подойти к каждому ребенку и погладить. Это оказывает дополнительный эффект: дети чувствуют себя в безопасности и расслабляются.
Во время тихого часа важно постоянно поддерживать тишину. Это связано с естественными циклами: фазы медленного и быстрого сна несколько раз сменяют друг друга. Во время первой ребенка не тревожат посторонние шумы, его сложно разбудить. Быстрый сон же считается более беспокойным, в этот период могут происходить движения рук, глаз, поэтому любой звук способен помешать отдыху.
За 10-15 минут до окончания тихого часа воспитатель начинает мягко пробуждать детей. Они могут потянуться и встать с кроватей без резких движений и звуков. После подъема дети снова моют руки и лицо, что помогает им освежиться и подготовиться к дальнейшим занятиям. Чтобы постепенно перевести ребят к активной деятельности, воспитатели проводят легкую зарядку или игру.
Что делать, если ребенок не хочет спать в детском саду
Не все дети легко засыпают в детском саду. Некоторые могут испытывать трудности с адаптацией к новому режиму или просто не хотят спать днем. В таких случаях важно проявлять терпение и понимать, что каждая ситуация индивидуальна. Прежде чем принимать меры, необходимо выяснить возможные причины отказа ребенка от сна:
- Стресс, вызванный новой обстановкой или разлукой с родителями.
- Отсутствие четкого режима сна или привычка ребенка засыпать только при соблюдении конкретных условий, например, обнимая маму.
- Особенности организма, когда дошкольник в определенном возрасте отказывается от дневного сна.
Для каждой причины разработан свой алгоритм действий, который в большинстве случаев приводит к положительному результату. Например, справиться со стрессом помогают любимая игрушка или плед, взятые из дома. Воспитатели в таких случаях могут подобрать нужные слова и успокоить малыша. Постепенно он привыкает и начинает легко засыпать в саду.
Отсутствие режима сна или необходимость в специальных условиях требуют включения родителей. Важно, чтобы мама заранее подготовила малыша к детскому саду: научила его засыпать с другими взрослыми (папой, бабушкой, няней), а также придерживалась строгого распорядка дня.
Если с первыми двумя причинами разобраться довольно просто, то на особенности организма повлиять невозможно. Некоторым дошкольникам не требуется ежедневный обеденный сон, в этом случае воспитатели идут на уступки и разрешают спокойно полежать или тихо поиграть. Родителям таких детей необходимо следить за их самочувствием, чтобы вовремя выявить усталость и эмоциональные перегрузки.
Пробуждение детей после дневного сна
Пробуждение – это важный этап, требующий особого внимания и деликатности со стороны воспитателей. Правильный подход помогает детям плавно перейти от состояния сна к активной деятельности без стресса и капризов. За несколько минут до окончания тихого часа воспитатели начинают постепенно увеличивать освещение в спальне, чтобы не создавать резкого перехода от темноты к яркому свету. Они подходят к каждому ребенку по очереди, тихо и мягко называя его по имени или слегка поглаживая по спине или плечу. Воспитатели учитывают, что некоторые дети просыпаются быстро, другим нужно больше времени, чтобы полностью выйти из состояния сна. Они приветствуют воспитанников добрыми словами, улыбками и похвалой за хороший сон, могут поинтересоваться, как малыши спали, и обсудить их сны или планы на оставшуюся часть дня.
После дневного сна воспитатели сада inсh также включают детям классическую музыку. Это связано с прикладной нейропсихологией и интеллектуальным развитием ребенка: инструментальные звуки способствуют повышению скорости реакции. А это, в свою очередь, влияет и на решение логических задач, и на критическое мышление, и на уровень интуиции. Таким образом, классическая музыка становится не только способом развития у детей чувства прекрасного и гармонии, но и одним из инструментов комплексного развития личности.
Отдавая ребенка в детский сад, родители должны быть спокойными и уверенными, что весь персонал заинтересован в благополучии детей. Воспитатели уделяют особое внимание дневному отдыху, соблюдают распорядок дня и требования СанПиН, разрабатывают методики подготовки ко сну. А при возникновении проблем они объединяются с родителями: рассказывают о поведении, дают советы и предлагают индивидуальные решения.